1. FANFICTION: ЛИТЕРАТУРА ОДЕРЖИМОСТИ?
Вы слышали последние сплетни о новой книге Джоан Роулинг?
Джинни Уизли и Гермиона Грэйнджер беременны! Том Реддл
вернулся, чтобы сместить свое позднее воплощение, лорда
Вольдеморта. Альбус Дамблдор женится на Минерве МакГонагалл
– мы всегда знали, что из них выйдет отличная пара!
Между тем Люциус Малфой перешел на сторону Дамблдора и
Поттера, чтобы сражаться против Вольдеморта, и я уже не
говорю о его романе с Северусом Снейпом, который не так
давно пережил трагический разрыв с любовью всей своей
жизни – Сириусом Блэком…
К сожалению, вряд ли мы увидим страстный поцелуй Малфоя
и Снейпа на большом экране. На самом деле, Уорнер Бразерс
никогда не снимали, а Джоан Роулинг никогда не писала
ничего подобного. Но это еще не значит, что вы не сможете
прочитать это. Все, что подсказывает вам воображение,
вы можете найти в архивах фанфика по мотивам "Гарри
Поттера", уже сейчас насчитывающих тысячи историй.
А если вы так и не нашли искомое – смело открывайте текстовый
редактор и пишите свою историю. Когда-нибудь и она сможет
украсить собой всемирную Сеть.
Фанфик – феномен, порожденный любовью к произведению,
помноженной на чувство острой неудовлетворенности. Нам
мало настоящих книг – мы читаем творчество фанов. Нас
раздражает несправедливость в сюжете – мы исправляем ее,
создавая свою историю. Фанфик доступен и демократичен
– не нужно обладать высшим филологическим образованием,
досконально владеть искусством слова или хотя бы знать
свой родной язык на "пять", чтобы написать фик.
На многочисленных форумах оседают откровенно безграмотные
тексты; и их тоже читают. Фанфикеры – это те же вольные
художники, только служат они вполне определенной музе.
Фанфикшен, как литература "одержимости", расцветает
в 60х, и толчком к ее появлению служит показ "Стар
Трека". Треккеры стали первой мощной группой авторов,
которые прочно осели в Сети. Хотя сам феномен фанфика
несколько старше, и вряд ли мы проследим за его появлением
с большой долей точности.
В тридцатые годы XX века в Англии возникает едва ли не
первое в истории подлинное сообщество фанфикеров — “Литературное
общество Шерлока Холмса”, созданное для того, чтобы продолжать
и развивать дело сэра Артура Конан Дойла. Члены общества,
в основном дамы, самостоятельно писали детективы о великом
сыщике и его недалеком помощнике, издавая их в журнале
общества. В 1967 году выходит в свет первый журнал любителей
“Звездного пути” — “Споканалия”. Сагу как раз начали показывать
в качестве сериала на канале NBC. Журнал помимо статей,
сплетен и пересказа телеэпизодов печатал робкие опыты,
ставшие классикой одного из самых богатых ответвлений
современного фэнфика. В 1974 году другой журнал любителей
“Звездного пути”, “Grup”, впервые в истории публикует
фанфик-рассказ в поджанре “слэш” — гомоэротическую прозу
о не существующих в сериале интимных отношениях двух главных
героев. Идея настолько скандальна, что автор рассказа
пользуется крайне завуалированным языком и не называет
персонажей по именам (хотя всем ясно, что имеются в виду
Керк и Спок).
Часто "фанфикоманию" приписывают фанатикам,
которые не способны отличать реальный мир от своих иллюзий,
и пытаются материализовать эти иллюзии путем изощренного
графоманства. С этим мнением можно (и нужно) поспорить.
Прежде всего, люди, действительно погрязшие в своих фантазиях,
в написании фиков не нуждаются. Их внутренний мир замкнут
и самодостаточен. И даже если какой-нибудь безнадежный
мечтатель и возьмется за перо, на пороге новосозданного
фика с грозным видом встанут господа Сюжет и Стиль. Одержимости
мало, чтобы написать фик – во всяком случае, такой фик,
который будет читаться.
Были времена, когда фики создавались и распространялись
в специальных печатных фэнзинах. Фэнзины живы и по сей
день, но желтую бумагу и оттиски печатной машинки заменил
Интернет. И вот тогда у фанфикеров – и просто фанов –
возникли первые отчетливые проблемы с законом.
Что обычно размещается на фансайтах, которые публикуют
фанфики? Да чего там только нет! Тексты книг, транскрипты
фильмов, кадры, фотографии, аудио и видеофрагменты… Студиям
и авторам это не всегда по душе. Студия Fox не так давно
делала рассылку по фандому "Баффи" с требованием
об удалении транскриптов к эпизодам. У "Миллениум"-фанов
потребовали избавиться от клипов и логотипов. Lucasfilm
и Paramount аналогичным образом отнеслись к фансайтам,
посвященным "Звездным Войнам" и "Звездному
Пути". И, я думаю, не стоит рассказывать всем здесь
присутствующим о памятной "охоте на переводы",
организованной издательством "Росмэн" в прошлом
году.
Фанфикам, однако же, все это время сказочно везло. В 1997
году Rebecca Tushnet в журнале Loyola of Los Angeles Entertainment
Law Journal обосновала использование оригинального сюжета
и персонажей в фанфиках как "надлежащее" – то
есть некоммерческое и не вводящее читателя в заблуждение
относительно автора общей концепции фика. Но не всем видам
фанфиков был дан "зеленый свет". Это касается
такого зыбкого определения АП, как использование оригинального
произвдения в такой адаптации, которая вредит репутации
произведения и его автора. Догадываетесь, о какой адаптации
может идти речь? Именно. Порно и слэш.
Lucasfilm в категорической форме запретил весь слэш по
сериалу "Звездные Войны", одновременно с гетными
рейтинговыми фиками, поставив верхней границей обычный
PG. Трудно представить себе произведение, репутация которого
подрывалась бы слэш-фиками больше, чем изначально детская
книга о Гарри Поттере. Но, пока адвокаты миссис Роулинг
хранят молчание, - можно. Известны также случаи, когда
кинокомпании разрешали размещение фиков – с небольшой
пометкой о том, что ВСЕ копирайты на данное произведение
принадлежат им. Включая авторский сюжет и концепцию. Фандом
"Гарри Поттера" пока представляет собой клондайк
непуганых графоманов, к которым отношусь и я сама. И это
хорошо. Давайте и дальше жить по принципу "пока гром
не грянет".
Вот и вся обзорная лекция по феномену фанфикшена. Можно
было бы, конечно, написать километровый свиток, который
не смог бы дочитать даже сам профессор Снейп, но я не
рискнула бы оттенять настоящих профессионалов.
Как размножаются Малфои (Линор Горалик)
"Жанр "фэнфик": потребитель масскультуры
в диалоге с медиа-контентом"
http://magazines.russ.ru/novyi_mi/2003/12/goralik.html
Статья чрезвычайно обширна и написана со знанием дела.
Впрочем, нельзя не отметить некую предвзятость и легкий
снобизм автора. Кроме того, не являясь фаном, он периодически
допускает мелкие фактические погрешности. Тем не менее,
этот труд стоит того, чтобы его прочитали.
2. Какие бывают фики и как это безобразие писать/читать?
(жаль, что этому не учат в школе! )
Итак, фики бывают:
- По содержанию:
· Мирообразующие / альтернативные вселенные
(alternate universe): Истории, создающие параллельный
сюжет, иначе говоря, свою вселенную, живущую по своим,
внутренним законам, которых не существуют ни в реальном
мире, ни в первоисточнике. Как правило, в таких фиках
неизменным остаются только персонажи основного произведения,
а все остальное - и мир вокруг них, и сюжетные перипетии,
- принадлежит перу автору фанфика. Для обозначения этого
типа фанфиков используют аббревиатуры AU или A/U.
Что посоветовать автору: альтернативная вселенная - куда
большая, чем в любом другом фике, свобода творчества,
но и ответственность автора больше. К тому же, привычные
места и привычные сюжеты зачастую милее сердцу читателя.
К примеру, Хогвартс всем нам роднее и ближе, чем палуба
космического или парусного корабля, и войны с Вольдемортом
привычнее, чем сражения с белками-мутантами. Но это вовсе
не значит, что ваш фик будет обделен вниманием. Поверьте,
даже самые странные мирообразующие фики находят своего
читателя, это - вопрос индивидуального мастерства. Очень
часто авторы начинают с привычных событийных фиков, "зарабатывают"
себе аудиторию, и только затем переходят к альтернативе.
Пример - сиквел Constance Ice "Гарри Поттер и Лес
Теней", который, продолжая сюжетную линию с оригинальными
персонажами и Валери Эвергрин, приводит нас в самый что
ни на есть авторский мир. Этот жанр привлекает тем, что
автор отказывается от "костылей" в виде заранее
одобренных читателем элементов основного произведения,
и пишет уже на две трети "свою книгу" на свой
страх и риск.
· Трагедия (angst): Трагедия, или драма
- это история, в сюжете которой заложено эмоциональное
напряжение, история, перенасыщенная переживаниями и мрачными
событиями. Жанр, тем не менее, классический.
Что посоветовать автору: по канону греческой трагедии
(а придумали трагедии именно эти ребята!), она должна
состоять из таких элементов: описание статичной ситуации,
появление и развитие опасной ситуации (здесь вам и нужно
вводить свое "яблоко раздора" или же описывать
сюжетный поворот, который приведет к трагическим последствиям),
сцена развязки-катарсиса и эпилог. Катарсис - неотъемлемая
часть греческой трагедии, ради него все и задумывалось.
Катарсис - это как небо в алмазах, только совсем наоборот.
Эта сцена должна быть самой яркой, самой трагичной и самой
напряженной во всем фике, и напряженность должна окончиться
взрывом. Греки воспринимали катарсис как очищение души
- человек переживает острые, необычайно сильные эмоции,
плачет, а его душа, пройдя через это испытание, очищается
и воспринимает мир по-новому. Эпилога в трагедии может
и не быть, это факультативная часть сюжета. И еще примечание
- если для катарсиса вы припасли гибель персонажа настоящей
книги, об этом следует предупреждать заранее. В англоязычном
представлении это выглядит так: Warning - original character
death! Не увлекайтесь трагедиями без особого сюжета, нагромождением
драматических событий и непрерывными тягостными раздумьями
персонажей.
· Вызов (challenge): Фик, построенный автором
на чужой идее или в ответ на чье-то предложение.
Что посоветовать автору: Вызов можно обнаружить в специально
отведенной для этого теме, которую по старой доброй традиции
так и называют - "Вызов"/"Challenge".
Если вы нашли прелестную идею, которую хотели бы прописать
в своем фике, следует предупредить читателя о том, что
вы отвечаете на чей-то вызов, и сделать это в предисловии
(см. ниже), авторском вступлении или в специальном разделе
Tribute (см. ниже).
· Продолжение (continuation): Фанфик, который
развивает какое-то конкретное событие или сцену с отрытым
финалом. Больше здесь, пожалуй, и сказать нечего… Дерзайте!
· Кроссовер (crossover): История, которая
представляет собой своего рода "перекресток",
на котором встречаются два произведения.
Что посоветовать автору: Известны несколько приемов кроссовера:
1) персонажи одного произведения попадают в другой мир
(Гарри Поттер неудачно трансгрессирует и переносится в
город Ехо; лорд Мерлин Амберский приезжает в Хогвартс
преподавать ЗОТС); 2) в произведении действуют персонажи
из двух или более различных книг (Поттер и Ко и команда
Баффи решают объединить усилия для борьбы с Вольдемортом).
Единственное предупреждение - не забывайте о законах логики
и используйте ваши "перекрестки" разумно! Если
ваш герой попадает из Хогвартса и Средиземье, объясните,
как ему это удается. Хорошенько подумайте, прежде чем
совмещать "несовместимые" произведения. Потому
что если "Секретные материалы" увязать с сюжетом
Роулинг еще можно, то "Агент 007" вызовет у
вас и ваших читателей слишком много проблем. И уж конечно,
кроссовер "Гарри Поттера" и "Карлсона"
хоть и возможен, но… Но!
· "Мрачный фанфик" (darkfic):
История с рекордным количеством смерти, насилия, жестокости
и боли. Гротескные описания и фатальные случайности. Часто
заканчивается смертью по крайней мере одного персонажа.
Что посоветовать автору: Данное произведение - темная
сторона, эдакий страшный брат-близнец обычной трагедии.
И потому главный совет - будьте бдительны! Только бдительность
в стиле Аластора Хмури спасет вас от падения в глубокую
пропасть, над которой фаны прибьют табличку "Внимание:
читать этот фик опасно для жизни!!!". Все должно
быть в меру. Как писал один известный прибалтийский сатирик,
между читателем и писателем есть негласная договоренность
- до двадцати трупов не доводить! Иначе читатель, в ужасе
клацая зубами, сотрет крамольный файл, отключит свой ПК
от электросети, наглухо закроет все двери и окна. И безопасности
ради начнет орудовать щеткой под кроватью и под шкафами,
найдет там свою любимую и давно потерянную ручку/карандаш/заначку,
и на радостях забудет о фике, что вовсе не входит в планы
автора… Но если вы все-таки хотите завалить Хогвартс бездыханными
телами студентов, не стоит отстреливать их с методичностью
маньяка. Придумайте логичную причину для повышенной смертности
героев. Хорошо подходит для этой цели нападение УС во
главе с Вольдемортом или эпидемия гриппа…
· Филк (filk): Пародия на существующую и,
часто очень известную песню, где заменяются слова, но
сохраняется оригинальная мелодия. Я поэт, но я не песенник!
J Но примером такого творчества являются многочисленные
пародийные вариации на тему "Belle", первая
из которых была исполнена Петкуном/Голубевым/Макарским…
Эх…
· ПВП (PWP): Полное название - Plot?
What Plot?, что переводится как "Сюжет? Какой
сюжет?". Реже, но встречается также вариант Porno
Without Plot - "Порно без сюжета". Это история,
написанная исключительно ради создания сексуального приключения
без сюжета и отвлеченных событий; иногда авторы фиков,
исходя из первого варианта названия, пишут под этой аббревиатурой
"комедию абсурда". Не спрашивайте у меня совета
- никогда не пробовала писать в этом жанре.
· Round robin: Не уверена насчет перевода. Фик,
разные части которого написаны разными авторами.
· Глупый фик (sillyfic): Юмористический
фик-пародия. Возможно, комедия абсурда, то есть история,
которая изначально бессмысленна и не связана логичным
сюжетом.
· Слэш (slash): Фик, в котором описывается
романтические или сексуальные отношения персонажей одного
пола. Если ваш фик не относится к романтическим, и описать
эти самые отношения - не единственная ваша цель, это скорее
дополнительное определение жанра. Сам же фик может быть
драмой или кроссовером. Но обозначать слэшные фики обязательно
- не все читатели готовы воспринимать однополую любовь.
· Фик-песня (songfic): История, в основе
которой лежат слова песни или которая построена вокруг
них. Ну… вы же умные люди, придумайте что-нибудь!
· Романс (romance): Перевод не вполне точный,
зато хоть можно отличить от названия литературного жанра
- романа. И произведение это изначально ориентировано
на развитие именно романтических отношений между некоторыми,
а иногда и всеми персонажами. Проще говоря, перед нами
мелодрама с элементами фантастики.
Что посоветовать автору: Романтические истории стары как
мир, и примером, а также наглядным пособием для вас может
оказаться любое классическое произведение. Канонов здесь
нет, кроме одного правила - не обманывайте читателя. Если
вы отнесли свое произведение к этому жанру, оно ну никак
не может смахивать на "мрачный фик". Так же,
как и не может относиться к альтернативным вселенным.
Да, в этой самой вселенной ваших героев может охватить
вечное чувство, но тогда придется выбирать - мелодрама
или масштабная история с приключениями, опасностями и
элементами восточных единоборств. Романтическим фикам
свойственное не воинственное, а мелодраматическое повествование.
Опять-таки, эротика не мешает романсу, но чрезмерное ее
количество превращает фик в ПВП. Смотрите телевизор, читайте
романы (необязательно женские), и вдохновение вас настигнет.
· Виньетка (vignette): Короткая история,
которая содержит всего один ключевой элемент (монолог,
размышление, небольшое событие, описание чувств персонажа
в конкретный момент) и часто одно действующее лицо.
Что посоветовать автору: Виньетка, как это и следует из
названия, произведение скорее художественное. Здесь главное
- образность, отточенный язык и красочные описания. Не
менее важными являются также игра слов, необычные сравнения,
повествование в стиле психоделики или потока сознания.
Потому, если с художественным стилем и умением растекаться
мыслью по древу у вас не все в порядке, а грамотность
оценена государственной оценкой "удовлетворительно",
виньетки вам не вить. Ограничьтесь боевиками или пародиями.
- По структуре:
· Сиквел/продолжение (sequel): Продолжение
или развитие идеи фанфика, своего или чужого. Во втором
случае обязательно следует получить разрешение от автора
фика-приквела.
· Приквел (prequel): Этот тип фанфика встречается
довольно редко. Это своего рода первая часть основного
фика. Легче объяснить на примере - вы написали историю
о том, что происходит в далеком или не очень далеком будущем.
История имела большой успех, вас засыпали вопросами о
том, что было до того, как вы поставили первый символ
на чистой странице своего текстового редактора. И вы решаетесь
написать предысторию, чтобы объяснить, как ваши персонажи
или персонажи Джоан Роулинг дошли до жизни такой. Допустим,
если бы Роулинг начала свое творчество с книги, в которой
описывала бы Гарри, Рона и Гермиону как отважных ауроров
и борцов с мировым злом, книги об их школьной жизни были
бы приквелами к этой истории. Сейчас чаще можно встретить
фики-приквелы к книгам о Гарри Поттере - это многочисленные
истории о юности Мародеров, о том, как Северус Снейп стал
Упивающимся Смертью, о жизни Тома Риддла.
· Серийный фик (series): Это фик, который
состоит из нескольких историй / эпизодов, зачастую имеющих
свой сюжет. Не является серийным фик, который разбит на
эпизоды или части в силу своей структуры. Серийный фик
состоит из законченных фиков, которые появляются в разное
время. Спорным является вопрос, можно ли считать серийным
фик, который состоит из двух частей - изначальный фик
+ сиквел/приквел. Согласно укоренившейся привычке, в серии
должно быть не меньше трех частей. Можно больше.
· Отдельный фик (standalone, s/a):
Фик, который не входит в серию. Это обозначение ставят
авторы, знаменитые именно серийными фиками, чтобы подчеркнуть,
что данный фик не относится к сюжетной линии одной из
серий. Если на странице автора есть разделы Series и Standalone,
вы точно не ошибетесь.
3. РЕЙТИНГ
Рейтинг - это такая табличка, назначение которой - предупреждать
кого попало о "взрослости" вашего фика. Есть
фики, которые можно читать всем, а есть и такие, которые
не предназначены для "неподготовленных" людей.
Система рейтинга такова:
· G: General. Этот фик можно читать всем,
кто читать умеет. Ограничений по возрасту или степени
психической устойчивости нет.
· PG: Parental Guidance, что означает: с
разрешения родителей - сколько угодно! Умеренное использование
ругательств, эротических сцен без подробностей, а также
жестокости и насилия.
· PG-13: Перевод аналогичен предыдущему рейтингу,
а цифра указывает, что читать нужно с разрешения родителей,
детям но не младше 13 лет. Наличие сцен насилия, ругательств,
эротические сцены могут быть прописаны с некоторым количеством
подробностей, еще не шокирующих читателя, но создающих
определенное настроение.
· R: Rated! (Restricted). Фик не
рекомендован для прочтения аудиторией младше 16 лет. Такой
фик затрагивает "взрослую" тематику: "графические",
то есть детально прописанные эротические сцены, самоубийство,
гомосексуальность, описания пыток или насилия.
· NC-17: No children. Фик запрещен для прочтения
лицами, не достигшими 17 лет. Содержит эротические сцены,
носящее порнографический характер, чрезмерная жестокость.
Смерть одного и более персонажей, прописанная с подробностями,
входит в этот рейтинг.
Это лишь приблизительная схема. Есть множество нюансов,
позволяющих варьировать фики от R до NC-17.
Иногда довольно трудно понять, относится ваш фик к
PG или к PG-13. И на каком фике можно ставить
заветное G? Система рейтингов взята с зарубежного
сайта и потому довольно условна. Все очевидно, что навряд
ли родитель будет перечитывать фики, которые требуют его
родительского разрешения. Критически оцените свой фик
и подумайте - дали бы вы его читать своему ребенку? А
если бы дали, то с какого возраста? И еще. Рейтинг является
вашим пропускным билетом для сайтов, публикующих фанфики.
Есть сайты, которые не размещают фики с рейтингом NC-17.
Не стоит ставить на свой фик заниженный рейтинг, рассчитывая
на то, что хозяин сайта его читать не будет. Любой посетитель
имеет право пожаловаться на вас администратору. Более
того, в зарубежной Сети за такие шуточки ваш ip может
быть внесен в черный список без права когда-либо постить
с этого ip фики или размещать сайты. С другой стороны,
есть сайты, которые охотно подбирают подобные фики. Там
собирается определенная аудитория, которая знает, чего
ждет от фиков. Следуйте золотому правилу рейтингования
- здесь лучше перебдеть.
И последнее. Рейтинг фика может меняться в зависимости
от сюжета. Если вы заранее знаете, какой оборот примут
события - ставьте рейтинг сразу. Если же пишете по наитию,
как только ваш фик вышел за рамки рейтинга, меняйте его.