ФанфикиГаттер, Таня Гроттер, Порри Гаттер, Властелин Колец...фанфики


[На Главную сайта]     [Что такое фанфикшен]    [Расшифровки]   [Фанфики]   [Пособие для начинающих писателей]
Что такое фанфикшен. Автор лекции: Кьяра.

Все о фанфиках

1. FANFICTION: ЛИТЕРАТУРА ОДЕРЖИМОСТИ?

Вы слышали последние сплетни о новой книге Джоан Роулинг? Джинни Уизли и Гермиона Грэйнджер беременны! Том Реддл вернулся, чтобы сместить свое позднее воплощение, лорда Вольдеморта. Альбус Дамблдор женится на Минерве МакГонагалл – мы всегда знали, что из них выйдет отличная пара!
Между тем Люциус Малфой перешел на сторону Дамблдора и Поттера, чтобы сражаться против Вольдеморта, и я уже не говорю о его романе с Северусом Снейпом, который не так давно пережил трагический разрыв с любовью всей своей жизни – Сириусом Блэком…
К сожалению, вряд ли мы увидим страстный поцелуй Малфоя и Снейпа на большом экране. На самом деле, Уорнер Бразерс никогда не снимали, а Джоан Роулинг никогда не писала ничего подобного. Но это еще не значит, что вы не сможете прочитать это. Все, что подсказывает вам воображение, вы можете найти в архивах фанфика по мотивам "Гарри Поттера", уже сейчас насчитывающих тысячи историй. А если вы так и не нашли искомое – смело открывайте текстовый редактор и пишите свою историю. Когда-нибудь и она сможет украсить собой всемирную Сеть.
Фанфик – феномен, порожденный любовью к произведению, помноженной на чувство острой неудовлетворенности. Нам мало настоящих книг – мы читаем творчество фанов. Нас раздражает несправедливость в сюжете – мы исправляем ее, создавая свою историю. Фанфик доступен и демократичен – не нужно обладать высшим филологическим образованием, досконально владеть искусством слова или хотя бы знать свой родной язык на "пять", чтобы написать фик. На многочисленных форумах оседают откровенно безграмотные тексты; и их тоже читают. Фанфикеры – это те же вольные художники, только служат они вполне определенной музе.
Фанфикшен, как литература "одержимости", расцветает в 60х, и толчком к ее появлению служит показ "Стар Трека". Треккеры стали первой мощной группой авторов, которые прочно осели в Сети. Хотя сам феномен фанфика несколько старше, и вряд ли мы проследим за его появлением с большой долей точности.
В тридцатые годы XX века в Англии возникает едва ли не первое в истории подлинное сообщество фанфикеров — “Литературное общество Шерлока Холмса”, созданное для того, чтобы продолжать и развивать дело сэра Артура Конан Дойла. Члены общества, в основном дамы, самостоятельно писали детективы о великом сыщике и его недалеком помощнике, издавая их в журнале общества. В 1967 году выходит в свет первый журнал любителей “Звездного пути” — “Споканалия”. Сагу как раз начали показывать в качестве сериала на канале NBC. Журнал помимо статей, сплетен и пересказа телеэпизодов печатал робкие опыты, ставшие классикой одного из самых богатых ответвлений современного фэнфика. В 1974 году другой журнал любителей “Звездного пути”, “Grup”, впервые в истории публикует фанфик-рассказ в поджанре “слэш” — гомоэротическую прозу о не существующих в сериале интимных отношениях двух главных героев. Идея настолько скандальна, что автор рассказа пользуется крайне завуалированным языком и не называет персонажей по именам (хотя всем ясно, что имеются в виду Керк и Спок).
Часто "фанфикоманию" приписывают фанатикам, которые не способны отличать реальный мир от своих иллюзий, и пытаются материализовать эти иллюзии путем изощренного графоманства. С этим мнением можно (и нужно) поспорить. Прежде всего, люди, действительно погрязшие в своих фантазиях, в написании фиков не нуждаются. Их внутренний мир замкнут и самодостаточен. И даже если какой-нибудь безнадежный мечтатель и возьмется за перо, на пороге новосозданного фика с грозным видом встанут господа Сюжет и Стиль. Одержимости мало, чтобы написать фик – во всяком случае, такой фик, который будет читаться.
Были времена, когда фики создавались и распространялись в специальных печатных фэнзинах. Фэнзины живы и по сей день, но желтую бумагу и оттиски печатной машинки заменил Интернет. И вот тогда у фанфикеров – и просто фанов – возникли первые отчетливые проблемы с законом.
Что обычно размещается на фансайтах, которые публикуют фанфики? Да чего там только нет! Тексты книг, транскрипты фильмов, кадры, фотографии, аудио и видеофрагменты… Студиям и авторам это не всегда по душе. Студия Fox не так давно делала рассылку по фандому "Баффи" с требованием об удалении транскриптов к эпизодам. У "Миллениум"-фанов потребовали избавиться от клипов и логотипов. Lucasfilm и Paramount аналогичным образом отнеслись к фансайтам, посвященным "Звездным Войнам" и "Звездному Пути". И, я думаю, не стоит рассказывать всем здесь присутствующим о памятной "охоте на переводы", организованной издательством "Росмэн" в прошлом году.
Фанфикам, однако же, все это время сказочно везло. В 1997 году Rebecca Tushnet в журнале Loyola of Los Angeles Entertainment Law Journal обосновала использование оригинального сюжета и персонажей в фанфиках как "надлежащее" – то есть некоммерческое и не вводящее читателя в заблуждение относительно автора общей концепции фика. Но не всем видам фанфиков был дан "зеленый свет". Это касается такого зыбкого определения АП, как использование оригинального произвдения в такой адаптации, которая вредит репутации произведения и его автора. Догадываетесь, о какой адаптации может идти речь? Именно. Порно и слэш.
Lucasfilm в категорической форме запретил весь слэш по сериалу "Звездные Войны", одновременно с гетными рейтинговыми фиками, поставив верхней границей обычный PG. Трудно представить себе произведение, репутация которого подрывалась бы слэш-фиками больше, чем изначально детская книга о Гарри Поттере. Но, пока адвокаты миссис Роулинг хранят молчание, - можно. Известны также случаи, когда кинокомпании разрешали размещение фиков – с небольшой пометкой о том, что ВСЕ копирайты на данное произведение принадлежат им. Включая авторский сюжет и концепцию. Фандом "Гарри Поттера" пока представляет собой клондайк непуганых графоманов, к которым отношусь и я сама. И это хорошо. Давайте и дальше жить по принципу "пока гром не грянет".
Вот и вся обзорная лекция по феномену фанфикшена. Можно было бы, конечно, написать километровый свиток, который не смог бы дочитать даже сам профессор Снейп, но я не рискнула бы оттенять настоящих профессионалов.
Как размножаются Малфои (Линор Горалик)
"Жанр "фэнфик": потребитель масскультуры в диалоге с медиа-контентом"
http://magazines.russ.ru/novyi_mi/2003/12/goralik.html

Статья чрезвычайно обширна и написана со знанием дела. Впрочем, нельзя не отметить некую предвзятость и легкий снобизм автора. Кроме того, не являясь фаном, он периодически допускает мелкие фактические погрешности. Тем не менее, этот труд стоит того, чтобы его прочитали.

2. Какие бывают фики и как это безобразие писать/читать?
(жаль, что этому не учат в школе! )
Итак, фики бывают:
- По содержанию:
· Мирообразующие / альтернативные вселенные (alternate universe): Истории, создающие параллельный сюжет, иначе говоря, свою вселенную, живущую по своим, внутренним законам, которых не существуют ни в реальном мире, ни в первоисточнике. Как правило, в таких фиках неизменным остаются только персонажи основного произведения, а все остальное - и мир вокруг них, и сюжетные перипетии, - принадлежит перу автору фанфика. Для обозначения этого типа фанфиков используют аббревиатуры AU или A/U.
Что посоветовать автору: альтернативная вселенная - куда большая, чем в любом другом фике, свобода творчества, но и ответственность автора больше. К тому же, привычные места и привычные сюжеты зачастую милее сердцу читателя. К примеру, Хогвартс всем нам роднее и ближе, чем палуба космического или парусного корабля, и войны с Вольдемортом привычнее, чем сражения с белками-мутантами. Но это вовсе не значит, что ваш фик будет обделен вниманием. Поверьте, даже самые странные мирообразующие фики находят своего читателя, это - вопрос индивидуального мастерства. Очень часто авторы начинают с привычных событийных фиков, "зарабатывают" себе аудиторию, и только затем переходят к альтернативе. Пример - сиквел Constance Ice "Гарри Поттер и Лес Теней", который, продолжая сюжетную линию с оригинальными персонажами и Валери Эвергрин, приводит нас в самый что ни на есть авторский мир. Этот жанр привлекает тем, что автор отказывается от "костылей" в виде заранее одобренных читателем элементов основного произведения, и пишет уже на две трети "свою книгу" на свой страх и риск.

· Трагедия (angst): Трагедия, или драма - это история, в сюжете которой заложено эмоциональное напряжение, история, перенасыщенная переживаниями и мрачными событиями. Жанр, тем не менее, классический.
Что посоветовать автору: по канону греческой трагедии (а придумали трагедии именно эти ребята!), она должна состоять из таких элементов: описание статичной ситуации, появление и развитие опасной ситуации (здесь вам и нужно вводить свое "яблоко раздора" или же описывать сюжетный поворот, который приведет к трагическим последствиям), сцена развязки-катарсиса и эпилог. Катарсис - неотъемлемая часть греческой трагедии, ради него все и задумывалось. Катарсис - это как небо в алмазах, только совсем наоборот. Эта сцена должна быть самой яркой, самой трагичной и самой напряженной во всем фике, и напряженность должна окончиться взрывом. Греки воспринимали катарсис как очищение души - человек переживает острые, необычайно сильные эмоции, плачет, а его душа, пройдя через это испытание, очищается и воспринимает мир по-новому. Эпилога в трагедии может и не быть, это факультативная часть сюжета. И еще примечание - если для катарсиса вы припасли гибель персонажа настоящей книги, об этом следует предупреждать заранее. В англоязычном представлении это выглядит так: Warning - original character death! Не увлекайтесь трагедиями без особого сюжета, нагромождением драматических событий и непрерывными тягостными раздумьями персонажей.

· Вызов (challenge): Фик, построенный автором на чужой идее или в ответ на чье-то предложение.
Что посоветовать автору: Вызов можно обнаружить в специально отведенной для этого теме, которую по старой доброй традиции так и называют - "Вызов"/"Challenge". Если вы нашли прелестную идею, которую хотели бы прописать в своем фике, следует предупредить читателя о том, что вы отвечаете на чей-то вызов, и сделать это в предисловии (см. ниже), авторском вступлении или в специальном разделе Tribute (см. ниже).

· Продолжение (continuation): Фанфик, который развивает какое-то конкретное событие или сцену с отрытым финалом. Больше здесь, пожалуй, и сказать нечего… Дерзайте!

· Кроссовер (crossover): История, которая представляет собой своего рода "перекресток", на котором встречаются два произведения.
Что посоветовать автору: Известны несколько приемов кроссовера: 1) персонажи одного произведения попадают в другой мир (Гарри Поттер неудачно трансгрессирует и переносится в город Ехо; лорд Мерлин Амберский приезжает в Хогвартс преподавать ЗОТС); 2) в произведении действуют персонажи из двух или более различных книг (Поттер и Ко и команда Баффи решают объединить усилия для борьбы с Вольдемортом). Единственное предупреждение - не забывайте о законах логики и используйте ваши "перекрестки" разумно! Если ваш герой попадает из Хогвартса и Средиземье, объясните, как ему это удается. Хорошенько подумайте, прежде чем совмещать "несовместимые" произведения. Потому что если "Секретные материалы" увязать с сюжетом Роулинг еще можно, то "Агент 007" вызовет у вас и ваших читателей слишком много проблем. И уж конечно, кроссовер "Гарри Поттера" и "Карлсона" хоть и возможен, но… Но!

· "Мрачный фанфик" (darkfic): История с рекордным количеством смерти, насилия, жестокости и боли. Гротескные описания и фатальные случайности. Часто заканчивается смертью по крайней мере одного персонажа.
Что посоветовать автору: Данное произведение - темная сторона, эдакий страшный брат-близнец обычной трагедии. И потому главный совет - будьте бдительны! Только бдительность в стиле Аластора Хмури спасет вас от падения в глубокую пропасть, над которой фаны прибьют табличку "Внимание: читать этот фик опасно для жизни!!!". Все должно быть в меру. Как писал один известный прибалтийский сатирик, между читателем и писателем есть негласная договоренность - до двадцати трупов не доводить! Иначе читатель, в ужасе клацая зубами, сотрет крамольный файл, отключит свой ПК от электросети, наглухо закроет все двери и окна. И безопасности ради начнет орудовать щеткой под кроватью и под шкафами, найдет там свою любимую и давно потерянную ручку/карандаш/заначку, и на радостях забудет о фике, что вовсе не входит в планы автора… Но если вы все-таки хотите завалить Хогвартс бездыханными телами студентов, не стоит отстреливать их с методичностью маньяка. Придумайте логичную причину для повышенной смертности героев. Хорошо подходит для этой цели нападение УС во главе с Вольдемортом или эпидемия гриппа…

· Филк (filk): Пародия на существующую и, часто очень известную песню, где заменяются слова, но сохраняется оригинальная мелодия. Я поэт, но я не песенник! J Но примером такого творчества являются многочисленные пародийные вариации на тему "Belle", первая из которых была исполнена Петкуном/Голубевым/Макарским… Эх…

· ПВП (PWP): Полное название - Plot? What Plot?, что переводится как "Сюжет? Какой сюжет?". Реже, но встречается также вариант Porno Without Plot - "Порно без сюжета". Это история, написанная исключительно ради создания сексуального приключения без сюжета и отвлеченных событий; иногда авторы фиков, исходя из первого варианта названия, пишут под этой аббревиатурой "комедию абсурда". Не спрашивайте у меня совета - никогда не пробовала писать в этом жанре.

· Round robin: Не уверена насчет перевода. Фик, разные части которого написаны разными авторами.

· Глупый фик (sillyfic): Юмористический фик-пародия. Возможно, комедия абсурда, то есть история, которая изначально бессмысленна и не связана логичным сюжетом.
· Слэш (slash): Фик, в котором описывается романтические или сексуальные отношения персонажей одного пола. Если ваш фик не относится к романтическим, и описать эти самые отношения - не единственная ваша цель, это скорее дополнительное определение жанра. Сам же фик может быть драмой или кроссовером. Но обозначать слэшные фики обязательно - не все читатели готовы воспринимать однополую любовь.

· Фик-песня (songfic): История, в основе которой лежат слова песни или которая построена вокруг них. Ну… вы же умные люди, придумайте что-нибудь!

· Романс (romance): Перевод не вполне точный, зато хоть можно отличить от названия литературного жанра - романа. И произведение это изначально ориентировано на развитие именно романтических отношений между некоторыми, а иногда и всеми персонажами. Проще говоря, перед нами мелодрама с элементами фантастики.
Что посоветовать автору: Романтические истории стары как мир, и примером, а также наглядным пособием для вас может оказаться любое классическое произведение. Канонов здесь нет, кроме одного правила - не обманывайте читателя. Если вы отнесли свое произведение к этому жанру, оно ну никак не может смахивать на "мрачный фик". Так же, как и не может относиться к альтернативным вселенным. Да, в этой самой вселенной ваших героев может охватить вечное чувство, но тогда придется выбирать - мелодрама или масштабная история с приключениями, опасностями и элементами восточных единоборств. Романтическим фикам свойственное не воинственное, а мелодраматическое повествование. Опять-таки, эротика не мешает романсу, но чрезмерное ее количество превращает фик в ПВП. Смотрите телевизор, читайте романы (необязательно женские), и вдохновение вас настигнет.

· Виньетка (vignette): Короткая история, которая содержит всего один ключевой элемент (монолог, размышление, небольшое событие, описание чувств персонажа в конкретный момент) и часто одно действующее лицо.
Что посоветовать автору: Виньетка, как это и следует из названия, произведение скорее художественное. Здесь главное - образность, отточенный язык и красочные описания. Не менее важными являются также игра слов, необычные сравнения, повествование в стиле психоделики или потока сознания. Потому, если с художественным стилем и умением растекаться мыслью по древу у вас не все в порядке, а грамотность оценена государственной оценкой "удовлетворительно", виньетки вам не вить. Ограничьтесь боевиками или пародиями.

- По структуре:

· Сиквел/продолжение (sequel): Продолжение или развитие идеи фанфика, своего или чужого. Во втором случае обязательно следует получить разрешение от автора фика-приквела.

· Приквел (prequel): Этот тип фанфика встречается довольно редко. Это своего рода первая часть основного фика. Легче объяснить на примере - вы написали историю о том, что происходит в далеком или не очень далеком будущем. История имела большой успех, вас засыпали вопросами о том, что было до того, как вы поставили первый символ на чистой странице своего текстового редактора. И вы решаетесь написать предысторию, чтобы объяснить, как ваши персонажи или персонажи Джоан Роулинг дошли до жизни такой. Допустим, если бы Роулинг начала свое творчество с книги, в которой описывала бы Гарри, Рона и Гермиону как отважных ауроров и борцов с мировым злом, книги об их школьной жизни были бы приквелами к этой истории. Сейчас чаще можно встретить фики-приквелы к книгам о Гарри Поттере - это многочисленные истории о юности Мародеров, о том, как Северус Снейп стал Упивающимся Смертью, о жизни Тома Риддла.

· Серийный фик (series): Это фик, который состоит из нескольких историй / эпизодов, зачастую имеющих свой сюжет. Не является серийным фик, который разбит на эпизоды или части в силу своей структуры. Серийный фик состоит из законченных фиков, которые появляются в разное время. Спорным является вопрос, можно ли считать серийным фик, который состоит из двух частей - изначальный фик + сиквел/приквел. Согласно укоренившейся привычке, в серии должно быть не меньше трех частей. Можно больше.

· Отдельный фик (standalone, s/a): Фик, который не входит в серию. Это обозначение ставят авторы, знаменитые именно серийными фиками, чтобы подчеркнуть, что данный фик не относится к сюжетной линии одной из серий. Если на странице автора есть разделы Series и Standalone, вы точно не ошибетесь.

3. РЕЙТИНГ

Рейтинг - это такая табличка, назначение которой - предупреждать кого попало о "взрослости" вашего фика. Есть фики, которые можно читать всем, а есть и такие, которые не предназначены для "неподготовленных" людей.

Система рейтинга такова:
· G: General. Этот фик можно читать всем, кто читать умеет. Ограничений по возрасту или степени психической устойчивости нет.
· PG: Parental Guidance, что означает: с разрешения родителей - сколько угодно! Умеренное использование ругательств, эротических сцен без подробностей, а также жестокости и насилия.
· PG-13: Перевод аналогичен предыдущему рейтингу, а цифра указывает, что читать нужно с разрешения родителей, детям но не младше 13 лет. Наличие сцен насилия, ругательств, эротические сцены могут быть прописаны с некоторым количеством подробностей, еще не шокирующих читателя, но создающих определенное настроение.
· R: Rated! (Restricted). Фик не рекомендован для прочтения аудиторией младше 16 лет. Такой фик затрагивает "взрослую" тематику: "графические", то есть детально прописанные эротические сцены, самоубийство, гомосексуальность, описания пыток или насилия.
· NC-17: No children. Фик запрещен для прочтения лицами, не достигшими 17 лет. Содержит эротические сцены, носящее порнографический характер, чрезмерная жестокость. Смерть одного и более персонажей, прописанная с подробностями, входит в этот рейтинг.

Это лишь приблизительная схема. Есть множество нюансов, позволяющих варьировать фики от R до NC-17. Иногда довольно трудно понять, относится ваш фик к PG или к PG-13. И на каком фике можно ставить заветное G? Система рейтингов взята с зарубежного сайта и потому довольно условна. Все очевидно, что навряд ли родитель будет перечитывать фики, которые требуют его родительского разрешения. Критически оцените свой фик и подумайте - дали бы вы его читать своему ребенку? А если бы дали, то с какого возраста? И еще. Рейтинг является вашим пропускным билетом для сайтов, публикующих фанфики. Есть сайты, которые не размещают фики с рейтингом NC-17. Не стоит ставить на свой фик заниженный рейтинг, рассчитывая на то, что хозяин сайта его читать не будет. Любой посетитель имеет право пожаловаться на вас администратору. Более того, в зарубежной Сети за такие шуточки ваш ip может быть внесен в черный список без права когда-либо постить с этого ip фики или размещать сайты. С другой стороны, есть сайты, которые охотно подбирают подобные фики. Там собирается определенная аудитория, которая знает, чего ждет от фиков. Следуйте золотому правилу рейтингования - здесь лучше перебдеть.
И последнее. Рейтинг фика может меняться в зависимости от сюжета. Если вы заранее знаете, какой оборот примут события - ставьте рейтинг сразу. Если же пишете по наитию, как только ваш фик вышел за рамки рейтинга, меняйте его.

Hosted by uCoz